Архив
No table of contents found.

Минченков С. «Под небесным покровом»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

«ПОД НЕБЕСНЫМ ПОКРОВОМ»
РУССКИЕ ИКОНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г.

Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело
одерживают на войне победу, а бессмертная душа,
которая правит и руками, и ногами, и оружием –
и если душа воина великаи могуча, не предаётся страху
и не падает на войне.
Александр Васильевич Суворов

 

16 мая 2012 года в церкви святого Георгия Победоносца музея-заповедника «Коломенское» открылась выставка уникальных предметов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года: икон, крестов, старинных книг и документов.

В «Коломенском» все это разместилось не случайно. В 1812 году село Коломенское испытало все тяготы французского нашествия. Здесь, как и всюду на пути следования неприятельской армии, были поруганы и разорены православные храмы. Французы разграбили церковь Казанской иконы Божьей матери и устроили конюшню в церкви святого Георгия Победоносца…

А ведь православная вера на протяжении многих веков являлась духовной основой Российского государства, помогала выстоять в дни тяжелых испытаний, давала силы и надежду на будущее. Православные святыни сопровождали доблестные полки русской армии, защищая их в походах и кровопролитных сражениях за Отечество.

Приказ Александра I, изданный на следующий день после вторжения армии Наполеона, гласил:« …не остается Нам ничего иного, как призвав на помощь Свидетеля и Защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы Наши противу сил неприятельских… Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, свободу. Я с вами. На зачинающего Бог».

Русская православная церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Молитвы о спасении России возносились не только в храмах, но и перед сражениями в полках. Считалось, что после принятия воинской присяги с целованием Креста и Евангелия защитники Отечества находились под божественным небесным покровом. В каждом полку русской регулярной армии и народного ополчения были священники, делившие вместе с солдатами все тяготы и невзгоды войны. Каждый полк имел свою походную церковь и, как правило, свою чтимую икону, покровительницу воинской части.

На выставке в Коломенском можно увидеть самые известные из них:

Икона «Богоматерь Владимирская»  Русский Север, середина XVIII в. Дерево, левкас, темпера  МГОМЗ

26 августа, в праздник Сретения иконы Владимирской Богоматери, произошло Бородинское сражение. В этот день вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен был совершен крестный ход с иконами Владимирской, Смоленской и Иверской Богоматери. От Сретенских до Арбатских ворот святыни несли между двух рядов обозов с ранеными воинами, которые с умилением крестились и принимали окропление святой водой.

 Икона «Богоматерь Смоленская» Россия, XIX в Дерево, левкас, темпера МГОМЗ Богоматерь Смоленская, защитница и покровительница западных рубежей России прославилась своей благодатной помощью в Отечественной войне 1812 г.В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. Накануне Бородинского сражения 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икону пронесли по всем рядам войск для укрепления и поддержки мужества русских воинов, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии. Другая икона Смоленской Богоматери из Смоленского соборного храма была доставлена в Москву. К святыне с просьбой о спасении обращались жители Москвы. После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины.
Икона «Богоматерь Тихвинская» Россия, вторая половина ХVIII века, Медный сплав, голубая эмаль, литье, эмолирование МГОМЗ  

Тихвинская икона Богоматери защищала и сопровождала тихвинское народное ополчение во всех сражениях, за что получила название «Ополченной». В битве при Березине 16 ноября 1812 г. ополченцам удалось отбить у французов похищенную серебряную ризу Тихвинской иконы Богоматери из Москвы и парчовую, с серебряной бахромой пелену для прикрытия иконы Богоматери от пыли и солнечного жара во время походов.

Икона «Богоматерь Казанская» Россия, конец XIX в. Дерево, левкас, темпера МГОМЗ  В Отечественную войну особо почиталась одна из главных небесных заступниц России от вражеских нашествий – икона Казанской Божией матери. Перед чудотворным списком этой иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга главнокомандующий М.И. Кутузов просил о спасении России и победе русского воинства. Первая большая победа над отступающей армией Наполеона произошла под Вязьмой 22 октября — в день празднования чудотворной иконы Казанской Богоматери. В сражении русские отряды под предводительством М.А. Милорадовича и М.И. Платова разбили арьергард Л.-Н. Даву, а французы при этом потеряли 7 тыс. человек.
Икона «Рождество Христово»  Москва, конец XVII в..   Дерево, левкас, темпера,  МГОМЗ  

30 августа 1814 г император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». В этот день ежегодно в дореволюционной Москве в храмах служились молебны и совершался крестный ход.

Манифест «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа»

25 декабря 1812 года армия Наполеона была изгнана за пределы России. В этот день император Александр I подписал два Высочайших Манифеста: «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа» и «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Рождество Христово, великий мироспасительный праздник, стал отмечаться и как День Победы в Отечественной войне 1812 года. В год 200-летия победы в Отечественной войне мы особо чтим память о героических событиях 1812 года, о воинах, не жалевших свои жизни за освобождение нашей Родины.

Крест Распятие нач. XIX в., Евангилие Напрестольное Россия 1800г. Складень трехстворчатый Богоматерь Смоленская с избраными праздниками, cкладень двухстворчатый Богоматерь Смоленская_Св,Николай Чудотворец, Россия, конец XVII в., Богоматерь Смоленская Россия, XIX в.
3. Богоматерь Казанская
4. Святой Николай Можайский
5. Икона «Чудо Георгия о Змие»
4. Крест Распятие нач. XIX в.
5. Евангилие Напрестольное Россия 1800г.
7. Складень трехстворчатый Богоматерь Смоленская с избраными праздниками
8. Складень двухстворчатый Богоматерь Смоленская Св. Николай Чудотворец, Россия, конец XVII в.
5. Богоматерь Смоленская Россия, XIX в.

Выставка будет работать для посетителей с 17 мая по 30 сентября 2012 года 

Автор концепции – Любовь Владиленовна Кирпичникова.
Куратор – Татьяна Михаловна Енина.

Москва, Проспект Ю.В.Андропова, дом 39.

Прием заявок на экскурсии и экскурсионно-художественные программы:

тел.: 8-499-615-27-68(71), www.mgomz.ru

Территория музея-заповедника открыта ежедневно:
с 1 апреля по 31 октября 7.00 – 24.00

Экспозиции музея открыты ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника.

Доступ на экспозиции прекращается за 30 минут до их закрытия.

ISSN код
История военного дела: исследования и источники
ISSN 2308-4286


Наш QR код

Сосканировав это код, Вы сможете сохранить Интернет-адрес страницы в Вашем мобильном устройстве