Лобин А. Причуды пушечной эпиграфики или о новом открытии
Итак, орнамент характерен для итальянских и немецких орудий эпохи Возрождения – листья аканфа, трилистники, жгутовые пояски, ажурные фризы, пышные венки, олени. Орнаментика орудия Игнатия, по словам А.П. Лебедянской, «исключительная по богатству и разнообразию своих узоров». Она считала артиллерийский экспонат «исключительным памятником древнерусского искусства» (Лебедянская А.П. Очерки из истории пушечного производства в Московской Руси. С.70.), несмотря на то, что фризы, жгутовые пояски, перевязанные лентами венки, ажурные прорезные пояса на казенной и дульной части, зооморфные сюжеты скорее говорят о принадлежности к европейскому ренессансному искусству. К сожалению, сведений об этом мастере больше не имеется.
И, наконец, последнее. Удивление и вопросы вызывало сопоставление датировки «гафуницы» с другим орудием этого же мастера. В фрагментах описи 1694 г. имеются упоминания пушки Игнатия, датированной 7008 г. (т.е. 1499/1500 гг). В фонде И.Х. Гамеля (№175) сохранились выписки академика из описей московских орудий 1694–1695 гг. (сами оригиналы не уцелели). Согласно этим выпискам, в 1500 г. мастер Игнатий отлил тюфяк «медный с травами длиною аршин 5 вершков, весу в пуд 20 гривенок». В другом месте это орудие было названо «пищаль дробовая из Мурома». На орудии имелась надпись: «лета 7008 (1500. – А.Л.) году лил Игнатей». Под мишенью человек в клейме» (Архив Санкт-Петербургского институти истории РАН. Ф.175. Оп.1 №.465).
Еще с 1685 г. из Мурома в Москву были перевезены в том числе и старые тюфяки Игнатия. Следует отметить, что в описях XVII в. тюфяки – это уже, в отличие от XVI в., не всегда дробовые орудия. В категорию «тюфяки» составители описей часто включали архаичные образцы, стрелявшие каменными ядрами (например, старые бомбарделлы XV в.), и короткоствольные пищали, стрелявшие ядрами и дробью (например, полковые 3–4-фунтовые пушки, отлитые по шведскому образцу в 1631–1632 гг., т.н. regimentstuke), хотя ни те, ни другие, строго говоря, тюфяками не являлись).
Есть все основания считать, что 10-фунтовая «гафуница» мастера Игнатия в описях Мурома 1630-х гг. перечислена первой, а его же тюфяк «с травами» – третьим: «Тюфяк медный дробовый (в публикации пропущено: ядро каменное десять гривенок), к нему тридцать семь ядер каменных, другой тюфяк ядро каменное восемь гривенок, к нему шестьдесят пять ядер. Третий тюфяк с травами ядро каменное же, пять гривенок, к нему семнадцать ядер (выделено мной. – А.Л.) Четвертый тюфяк ядро две гривенки, к нему девять ядер каменных» (Писцовая книга г. Мурома 1637 г. // Тихонравов К. Владимирский сборник: Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. — М., 1857. — С. 142. Выражаю признательность к.и.н. О.А. Курбатову за указание на источник РГАДА). В отписке из Мурома Федора Полтева, в начале 1639 г. Коротко упоминаются «4 тюфяка меденых дробовых с станки и с колесы, и в том числе один тюфяк с травами, к ним по кружалам 194 ядра каменных» (Русская историческая библиотека. — СПб., 1886. — Т. X. — С. 134).
К сожалению, после 1685 г. местонахождение двух остальных тюфяков с каменными ядрами неизвестно. Очевидно, они были переданы в переплавку во исполнение мартовского указа того же года. Указ тогда гласил: «…на Тульских и на Каширских железных заводах вылить чюгунных железных полковых пятьдесят пищалей длиною по четыре аршина ядром по три гривенки самым добрым мастерством, чтоб сверху и изнутри свищей и раковин не было, а зделав те пищали, разослать по городом, и с которых городов взяты медные тюфяки, и о том на заводы к иноземцу Хрестьяну Марселису послать память…». 135 старых медных тюфяка с 31 города было собрано на переплавку, а их место заняли 50 трехфунтовых чугунных пищалей (Лобин А. Артиллерия Петра Великого. «В начале славных дел». — М., 2023. — С. 46).
Описание тюфяков в Муроме. РГАДА
Тюфяк 1499/1500 гг. был перевезен на московский Пушечный двор, «в большую кузницу». В 1695 г. этого орудия уже нет (Российский государственный исторический архив. Ф. 1700 (Артиллерийский приказ). Оп. 1. Д. 3.) – очевидно, оно было отправлено на переплавку. По своим параметрам (размеру и массе) оно похоже на «гафуницу 1542 г.». Но получается, что между известными изделиями мастера Игнатия 42 года (1499/1500 и 1542 гг.), что само по себе странно. Хотя пример Андрея Чохова, работавшего в 1568–1629 гг. на Пушечном дворе, т.е. минимум 61 год у литейной печи, показывает, что такой случай возможен. Первая появившаяся версия – переписчик допустил ошибку. Но мне она кажется маловероятной, так эта дата «7008» (в кириллическом обозначении эта дата будет написана как «ЗИ») была воспроизведена в двух разных описях с разными описаниями одного и того же орудия.
И вот здесь родилась на первый взгляд не совсем адекватная мысль – а может быть, дату на «гафунице 1542 г.» неправильно читали, может быть, надо читать ее не как «ЗN», а как «ЗИ», т.е. 7008 г.? Такая версия вначале вызвала недоумение — неужели все исследователи XIX-XX вв. неправильно читали надпись на стволе? Ранее на надпись, неоднократно воспроизводимую на литографиях и фотографиях, я не обращал пристального внимания, а теперь решил подробно рассмотреть сам.
Каково же было мое удивление, когда я обратился к эпиграфическому анализу надписи. Отметим для начала манеру написания букв «И» («И восьмеричное») и «N» («наш»). И что мы видим на фотографии? В написании даты у «спорной» буквы перекладина имеет небольшой наклон влево, чуть меньший, чем в написании слов «Роуси» и «Iгнатеи». Даже если бы наклона перекладины не было, то в полууставе оно все равно читалось как «И». Обратим внимание: буква в цифровом обозначении даты совершенно не похожа на написание буквы «N» («наш»), которое чаще писалась с наклоном вправо. Следовательно, дата должна читаться как «ЗИ», т.е. 7008 год!
Надпись на стволе орудия Игнатия. ВИМАИВиВС
В качестве последнего аргумента приведу данные по пушечной эпиграфике итальянских мастеров (Якова Фрязина, Кондрата и Петра Фрязина), работавших на рубеже XV-XVI вв. в Москве (из описей 1670-х-1690-х гг.):
? |
«Iоанъ, Б(о)жiею м(и)л(о)стiю г(осу)д(а)рь всея Руси» |
Яков Фрязин |
7000 |
«Кн(я)зь i в(е)л(и)кiй Iоанъ всеа Руси» |
Кондрат |
7006 |
«Iоанъ, Б(о)жiею м(и)л(о)стiю г(осу)д(а)рь всея Руси» |
Яков Фрязин |
7007 |
«Iоанъ, Б(о)жiею м(и)л(о)стiю г(осу)д(а)рь всея Руси» |
Яков Фрязин |
7008 |
«Iоанъ, Б(о)жiею м(и)л(о)стiю г(осу)д(а)рь всея Руси» |
Яков Фрязин |
7009 |
«Iоанъ, Б(о)жiею м(и)л(о)стiю г(осу)д(а)рь всея Руси и в(е)л(и)кiй кн(я)зь» |
Петр Фрязин |
Как видим, титулатура государя у Игнатия идентична написанию на орудиях у Якова Фрязина 1498/1500 гг. Все сходится! Архаичность формы ствола с проушинами, орнамент, написание титулатуры, и, наконец, дата позволяют совершенно уверенно говорить о том, что на рубеже 1499/1500 гг. в Москве работал некий мастер Игнатий (возможно, итальянец), который делал красивые бомбарделлы и дробовые орудия по иностранному образцу для государя Ивана III. И есть все основания сдвинуть датировку «гафуницы» на 42 года ранее, т.е. на 1499/1500 гг.
Надпись полностью читается следующим образом:
«Iоанъ Бжiею млстiю
гдрь всея Роуси
В лЂто ЗИ а дЂлал Iгна
теи»
Таким образом, в собрании ВИМАИВиВС хранится второе древнейшее датированное орудие времен государя Ивана III Васильевича. В связи с этим первенство среди древнейших сохранившихся орудий времен Ивана Грозного переходит к пищали 1563/64 гг. мастера Богдана.